среда, 6 марта 2019 г.


ИЗУЧЕНИЕ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Учитель может использовать статью  С.М. Хайбуллаева.
Р. Гамзатов «Мой Дагестан», напечатанную в журнале «Литература Дагестана и жизнь» за 1984 год. Приводим её в сокращении.  «Создавая книгу о Родине, поэт поставил перед собой сложнейшую задачу  показать «самую суть народа», «самую суть слова Дагестан». Очевидно, в книге такого качества и такой устремлённости должны быть изображены душа и лицо народа, отражённые в его художественном творчестве. И вот почему в прозаической Гамзатова  так щедро представлены народные легенды и предания, сказки, песни, пословицы, поговорки. И весь этот разнообразный и пёстрый материал выполняет одну из важнейших задач идейно художественного замысла писателя – утвердить то доброе и разумное, без чего народ потерял бы своё этическое и духовное лицо.
Мне импонирует мысль Саввы  Дангулова о книге «Мой Дагестан», что без народного начала создать подобную книгу  было бы не под силу даже выдающемуся художнику. «Итак. История, Память и Живые свидетели. Следовательно, это эта дагестанская книга по своей сути. В такой мере дагестанская, что иногда мне кажется, что она была написана самим народом Дагестана, а Гамзатов первооткрыватель её для нас».
На своих крыльях весна приносит Дагестану семь подарков, являющихся олицетворение его сущности, основой основ его жизненных устоев:
1. ЦIа – огонь.  Для жизни. Для любви и ненависти.
2. ЦIар – имя. Для  чести. Для отваги. Для того, чтобы познать человека.
3. ЦIам – соль. Для вкуса жизни, для меры жизни.
4. ЦIва – звезда. Для высоких стремлений и надежд. Для светлых целей и прямого пути.
5. ЦIум – орёл. Для примера, для образца.[1]
6. ЦIумур – звонок, колокол, чтобы  собрать всех в одно место.
7. ЦIалкIу – сито, ремесло, чтобы отделить  и отсеять полновесные зёрна от никчёмной и пустой шелухи.
Дагестан! эти семь вещей – семь ветвей на твоём коренастом дереве. Раздай всё своим сыновьям, подари и мне.
Все события прошлого, жизнь народа, его быт, обычаи и привычки, традиции и обряды, праздники и суеверия в книге «Мой Дагестан» рассматриваются через призму этих компонентов внутреннего содержания действительности страны.  Лучшее и жизнестойкое из них ясно и чётко проецируется в сознании современного поколения, аккумулируя в них энергию для созидания и творения более высоких и возвышенных идеалов. А убежденность писателя, сила её художественного выражения превращает эти идеалы в оружие борьбы за строительство новой жизни.
И совершенно верно, когда книгу «Мой Дагестан» называют энциклопедией Дагестана. Отмечая глубину этой книги, К. Абалкин писал: «Есть в ней Дагестан прежде всего. Есть история и есть современность. Есть поэзия и есть жизнь. Есть фольклор, стародавние обычаи и нравы, и есть аульное детство, отрочество и юность поэта. Есть мир, видимый с высоких круч далеко на все четыре стороны. Есть легенды и притчи,  есть неотступные раздумья о мечте, признании, долге и ответственности художника»[2] 
Но во всём этом многокрасочном, многоцветном, многообразном материале художник ищет то цельное и ценное, что позволяет ему утверждать идеи гуманизма, идеи добра и справедливости, которыми так щедро насыщен фольклор Дагестана. И в книге «Мой Дагестан» продолжается гуманистическая линия, которая так чётко и глубоко прозвучала  в книге «Высокие звёзды».
Он мудрецом не слыл,
И храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был
Смысл образа «люди – высокие звёзды» приобретает в книге более глубокое содержание и осмысление.
Одна из глав книги «Мой Дагестан» называется «Человек». Это и естественно. Веками в горах Дагестана самой ёмкой оценкой человеческого достоинства было слово «гIадан» – в разной фонетической интерпретации данного слова на разных языках республики. И происшедшее от него слово «гIаданлъи» также синоним словам «гуманность», «порядочность», «человечность». Человек в книге Расула Гамзатова – самое ценное, что есть на земле: его именем клянутся, его именем проклинают, он мерило добрых и злых дел, символ зрелости, совершенства.
Беречь простое, но гордое имя человека до последних дней жизни – таков был и есть девиз нравственной жизни народов Дагестана, и не случайно поэт постоянно возвращается к проблеме человечности. Вспомним эпизод в часовой мастерской. Почтенный Абуталиб, видя, что у мастера сидит клиент, не желая мешать работе, собирается уходить. Мастер останавливает его, и на слова Абуталиба, что у него сидит человек, мастер возражает, что он здесь не  видит человека. Если этот молодой юноша – человек, то он поднялся бы уступив место старшему.
Под словом человек, естественно, подразумевается определённый кодекс морали и этики, поведение в обществе и быту. Нарушение хотя бы одной из заповедей этого кодекса влечёт за собой потерю уважения к человеку как личности. Человек во всём и всегда должен быть последовательным в своих делах и поступках – эта идея проходит через всю книгу. В притче о Шангерее, его сыне и пяти рублях автор проводить мысль, что основой здоровой жизни человека должен быть честный труд. Даже маленькие провинности и шалости детства могут стать серьёзными пороками взрослого мужчины. Пример тому – воспоминание Гамзатова о первом наказании отца, когда он соврал и не сказал, что собрал деньги у аульчан будто бы для пехлеванов и проиграл их. Мальчик недоумевает, за что же побили его, то ли за игру в деньги, то ли за порванные штаны. Отец назидает: «Побил же я тебя, мой сын, за твою ложь. Ложь – это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая может укорениться. Это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит всё твое поле так, что негде будет прорасти доброму семени. На свете нет ничего страшнее лжи. Её нельзя прогнать и побить. Если ты мне солжёшь ещё раз, я тебя убью».
Носителями вековой мудрости своего народа, олицетворением его лучших черти морального кодекса горцев в книге образы отца и Абуталиба, созданные Гамзатовым  с такой теплотой, любовью и мастерством. Читая книгу «Мой Дагестан», кажется, что эти два мудреца являющиеся совестью народов Дагестана, следят за делами и поступками современного поколения страны, одобряя их хорошие дела, порицая за их проступки и опрометчивые шаги. И сами они, являясь эталоном порядочности и человечности, призывают последовать их трудному, но не запятнанному жизненному пути.
 Книга «Мой Дагестан» – это философское осмысление исторической жизни народа. Этот процесс позволяет Р. Гамзатову пропустить через сито времени события и факты, чтобы очистить здоровое жизнеспособное зерно от плевел, чтобы это зерно, попав в плодородную почву, давало благодатный урожай для современников и будущих поколений.
Обращение к народной истории, народной культуре, памятникам эстетической и художественной мысли в творчестве Р. Гамзатова продиктовано задачами настоящего и будущего…
Эти принципы являются основополагающими и в обращении Р. Гамзатова к жизненному и духовному опыту предшествующих поколений.
Программа по дагестанкой литературе отводит 3 часа на изучение книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Вот как распределены:

Первый урок

Тема:  «Мой Дагестан».
Цель: познакомить с лирико-философской книгой, вызвать интерес к ней.
Оборудование: тексты.
 I. Вступительное слово
Савва Дангулов: «Гамзатовской прозе свойственно нечто такое, что характерно для его стихов, –  я говорю о гранях произведений, их зримости, их пропорциях. По-моему, это – очень дагестанская книга, не только по краскам…».
Проза Гамзатова, как и стихи,  афористична, – может,  поэтому стихи так свободно вливаются в прозу, а проза так легко принимает  стихи. Да,  это  – очень дагестанская книга. Все средства её направлены к тому, чтобы ответить на вопросы, которые поставил перед собой даже не автор, а история Дагестана. Чтобы ответить на эти вопросы, автор призывает Историю, Память и Живых свидетелей народа.
II. Знакомство с книгой
Первая книга
Вторая книга
Каждая глава – название
Вступление – «Вместо предисловия»,
                        «О предисловиях вообще».
Эпиграф:                                                                            «Когда проснешься,
                                                                                         не вскакивай с постели,
                                                                                         словно ужаленный,
                                                                                Сначала подумай над тем,   
                                                                                 что тебе приснилось».
1) что такое предисловие?
   а) Абуталиб сказал … (стр. 8)
  б)   Отец говорил…  (стр. 9)
2) Чтение эпизода из записной книжки (стр.   10)
III. . Работа над текстом (главы 1–7).
Первая глава – эпиграф
                 «О том,  как зародилась эта книга, и о том, где она писалась».
1) Чтение описания  аула Цада (стр. 13);
2) Сообщение учащихся («или бывает так…»)
Вторая глава  «О смысле этой книги и  о её названии».
Эпиграфы
                   1. История об имени Расул (стр. 19)
                   2. Пересказ учащихся «Притча о тропе отца».
                   3. Чтение эпизода «Была ли у охотника голова».
Третья глава   «О форме этой книги, как её писать»
           1) эпиграфы;
           2) «Из записной книжки» (пересказ стр. 32);
           3) пересказ «Притча о болхарце и его кляче»;
          4)  чтение отдельных эпизодов;
          5) чтение стихотворения «Вот в путь выходит пешеход» (стр. 41).
Четвёртая глава
        1) эпиграфы;
       2) сообщение учащихся о значении языка;
        3) пересказ «И вот рассказывают».
        4) «Из записной книжки»;
        5) «Как отец побил джалатуринца»;
       6) чтение стихотворения «Родной язык».
IV. Домашнее задание: главы 5,6,7 пересказать близко к тексту 2-3 эпизода.


Второй урок

Тема: Расул Гамзатов «Мой Дагестан»
Цель: продолжить работу над текстом.
I. Опрос.
1)  Глава «Тема». «Притча о глухой невесте».
2) Рассуждение о теме (стр. 69).
3) Чтение стихотворения о Шамиле (стр. 93).
II.  Глава «Жанр».
Ш. Глава «Стиль».
   а) Какие эпиграфы?
   б) Воспоминания отца о чём?
II.  Работа над текстом:
глава «Здание книги сюжет»
Сюжет –
         1) эпиграфы;
         2) Притча о горце, приехавшем в Махачкалу (стр. 136).
         3) воспоминание Расула (стр. 137).
Глава «Талант»
         1) пересказ учащихся притчи и поэте и золотой рыбке;
         2) рассуждение Г. Цадасы о таланте (стр. 139);
         3)чтение истории «Пусть будет старая, но талантливая» (стр. 142);
         4) история «Чью фотографию помещать».
Глава «Работа»
        1) эпиграфы;
        2) Пересказ  «Притчи о Шангерее, его сыне и пяти рублях»;
        3) Чтение стихотворения «Мне случалось видеть иногда» (стр. 184);
     4) Рассказ Э. Капиева (стр. 171).
IV. Домашнее задание: главы 4,5,6 (продолжение)

Третий урок

Тема: Книга Расула Гамзатова «Мой Дагестан».
Цель: завершить работу, подготовить к письменному ответу: «Что мне нравится в книге «Мой Дагестан».
Главы «Правда»,  «Мужество»
   1) Притча о единственном поэте.
   2) Воспоминание Расула (стр. 178).
Глава «Сомнение».
   1) Почему такой эпиграф?
   2) Письмо Абуталиба в издательство.
   3) Чтение стихотворения «В своей груди, как месть заветную».
  4) Как заканчивается Первая книга?
  5)  Над чем есть нам  подумать?
II. Работа над Второй книгой
         1) Наблюдения над эпиграфами. Почему они взяты?
         2) Какие воспоминания о матери у Расула? А у вас?
         3) Выбрать пословицы и поговорки, меткие выражения из главы «Мать и отец».
        4) II вопрос – работа над главой «Три сокровища Дагестана». Что за сокровища?
        5) Работа над главой «Человек»
            1) У кого надо спросить, чтобы узнать настоящую цену человеку? (стр. 252-253)
          2) Какие ещё главы во второй книге?
          3) Что запомнилось из них?
          4) О чём хотелось бы рассказать?
Домашнее задание: дочитать книгу, подготовиться  написать отзыв о книге «Мой Дагестан».
Можно по ходу литературного вечера использовать викторины.

1) В каком году вышла первая книга стихов Р.Гамзатова и как она называлась? (В 1943 г.  «Любовь вдохновенная и жгучая ненависть»)
2) Назовите переводчиков творчества Расула Гамзатова (Яков Козловский, Наум Гребнёв, Роберт Рождественский, Елена Николаевская, Владимир Солоухин и др.)
3) За какую книгу стихов Расул Гамзатов получил Государственную  премию, в каком году? («Год моего рождения», 1952 году)
4) Откуда эти строки?
           Мы все умрём, людей бессмертных нет,
          И это всем известно и не ново,
          Но мы живём, чтобы оставить след:
          Дом иль тропинку, дерево иль слово…
                                              («Высокие звёзды»)
5) В каком известном произведении проводится это четверостишие? (В. Титов «Всем смертям назло»)
6) Припомните эпиграфы к книге Расула Гамзатова «Мой Дагестан» и переводчика  (Перевёл книгу В. Солоухин. Первый эпиграф:
           Путник, если ты обойдёшь мой дом,
           Град и гром на тебя, град!
           Гость, если будешь сакли моей не рад,
           Гром и град на меня, гром и град!
                                 Надпись на дверях.
Второй эпиграф:
           Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.
                                                                              ( Абуталиб сказал)
7) Кому принадлежат эти слова из книги «мой Дагестан»?
           а) Когда люди ждут появления с гор отары овец, сначала они видят рога козла, всегда идущего впереди, потом всего козла, а потом уж саму отару.
       Когда люди ждут появления свадебной процессии, сначала они видят гонца.
      Когда люди ждут в аул гонца, сначала они видят облачко пыли, потом лошадь, а потом всадника.
     Когда люди ждут возвращения охотника, они видят сначала его собаку.
                                                                                     (Отец говорил)
    б) Шляпу-то он купил, как у Льва Толстого, такую же голову где бы ему купить.
                                                                                    (Абуталиб сказал)
    в) Предисловие к книге – это та же соломинка, которую суеверная горянка держит в зубах, латая муже тулуп. Ведь если не удержать в это время соломинку в зубах, тулуп, согласно поверью,  может обернуться саваном…
                                                                                 (Абуталиб сказал)
8) Из какой главы «Моего Дагестана» эти слова:
                 Говорят:
              – Где ты родился, орел?
              – В тесном ущелье.
             – В просторное небо.
(Из главы «О том, как зародилась эта книга,  и о том, где она писалась»)
9) Какие жанры утвердились в творчестве Расула Гамзатова? (эпиграммы, сонеты,  сказания)
10) Какие стихи Расула Гамзатова положены на музыку» ((«Разве тот мужчина», «Долалай», «Журавли»,  «Целую женские руки»,  «Берегите друзей», «Жёлтые листья», «По горным дорогам», «Горцам, переселяющимся с гор», «Голова Хаджи-Мурата», «Звёзды», «Дождик за окном», «Часто я вспоминаю…», «Я был уже большим в тот год», Я влюблён в сто девушек», «Если в мире тысяча мужчин…», «Любимых женщин имена», «Матери»,  «Изрёк пророк», «Всего я боюсь», «Стихи, написанные в новогоднюю ночь», «Бедная овечка», «Таинственность»).
11) Назовите нескольких композиторов (Я.Френа, О. Фельцман, А. Цурмилов,  С. Агабабов, Ш. Чалаев, М. Далгатов и др.)

Вопросы для читательской конференции по книге Расула Гамзатова «Мой Дагестан».

1) Назовите темы, поднимаемые Расулом Гамхатовым в книге «Мой Дагестан».
2) В каких ещё книгах дагестанских писателей ставятся вопросы литературы и искусства? (Э. Капиев «Поэт»; А. Абу-Бакар «Ожерелье для моей Серминаз», «Браслет с камнями»; Магомед-Расул «Без приглашения»; Я. Яралиев «Этюдник в хурджине»).
3) Назовите стихи Расула Гамзатова на темы литературы и искусства.
4) Какую роль играет в «Моём Дагестане» автор, размышляющийся  как бы вслух? В чём он видит достоинство отношения горцев к земле?
5) Образы каких двух народных поэтов представляют в книге две стороны горского национального характера? Что это за черты характера? (Г. Цадаса – прямодушен, суров и справедлив, мудр, талантлив, А. Гафуров – весел, беспечен, не унывает в самых различных ситуациях, мудрые его шутки располагают к нему людей).
6)  Какие из мыслей, высказанных в книге, особенно запали вам в душу и почему? С какими из них вы не согласны и почему?
7)  Что можно сказать о жанре, сюжете, композиции книги «Мой Дагестан»» (Об особенностях жанра «Моего Дагестана» много писали, это говорит о сложности формы книги, непростым является и содержание. Одни из критиков называют её «книгой по теории литературы», «творческой исповедью, автобиографией», «историей дагестанской поэзии», «сводом писательских высказываний», «фольклорным сборником». (И. Гринберг), другие называют её прозаической книгой современных поэтов, «поэмой в прозе» (В. Сахаров),  так как всю книгу пронизывает свой неповторимый ритм. В книге нет сквозного действия, сюжета в обычном понимании этого слова. Но все её части объединяет герой-автор, размышляющий вслух.
         Дагестанский критик К. Султанов героем книги «Мой Дагестан» назвал мысль автора.


[1]  Дангулов Савва. Книга о песчаном доме.  – В кн.: Слово о Расуле Гамзатове. С. 170.

[2]  Абалкин Н. Предисловие к жизни. – В кн.: Слово о Расуле Гамзатове. С.31.

3 комментария: