Лекция 4
Литература Дагестана первой половины 20 века
Каждая из национальных литератур Дагестана XXвека на каждом значительном этапе своего развития вкладывает новый смысл в общечеловеческие ценности, обогащая тем самым общечеловеческий духовный опыт. В литературах Дагестана XX века наш0ли отражение революция, кол лективизация, гражданская война, Великая Отечественная война, социализм, социалистическое отечество, повлиявшие в основном на формирование мировоззрения дагестанского народа, которое в свою очередь на каждом новом этапе развития истории и литературы наполнялось новым смыслом.
На формирование самосознания дагестанцев, как и всех народов бывшего советского государства, в течение всего столетия, как уже отмечалось выше, основное влияние оказывали духовные ценности, провозглашенные еще в XIX веке в русской и дагестанской литературе, такие понятия, как Родина, Отечество.
Как писала в свое время советская критика, вся литература Дагестана, в основном поэзия этого периода, приняла активное участие в переустройстве общественного сознания (С. Стальский, Г. Цадаса, А. Магомедов и др.).
Эти настроения в поэзии Дагестана охватили всю литературу 20-30-х годов XX в., что выразилось в таких произведениях дагестанских поэтов и писателей, как «Горской бедноте», «Сказание о чабане», «О рабочем классе» Г. Цадасы, «Три года» Р. Нурова, «Свободная Родина» Б. Астемирова, «Наставление хлеборобу» А. Магомедова, «На свержение царя», «Наша власть», «Советский Дагестан» С. Стальского, «Ударник Гасан» А. Фатахова, «Весна, пришедшая с севера» Ю. Гереева, «Начало», «Поэт» Э. Капиева, «Слова совета» Казиява Али, «Моя песня» А. Гафурова, «Татской женщине» М. Бахшиева и др.
Литература в период сталинских репрессий.
При этом не надо забывать и то, что участие этих писателей в переустройстве сознания было предопределено идеологическим давлением «сверху», и часто дагестанская критика сознательно формировала мнение о том, что эти писатели самоотверженно служили идее социализма.
Однако теперь уже ясно, что борьба за советскую власть «оказалась драмой в истории революции», ее идей и ре волюционеров. Револю ция стала перерастать в контрреволюцию, свобода - заменяться диктатурой «олигархов». И это наложило отпечаток на развитие не только русской литературы, но и литератур всех регионов необъятного государства, в том числе и Дагестана.
Если в СССР «около двух тысяч литераторов были репрессирова ны, из них около полутора тысяч погибли в тюрьмах и лагерях», то в Дагестане новая идеология обернулась трагедией в первую очередь для дагестанских просветителей. Так как религия была названа «опиумом народа», началось истребление дагестанской арабоязычной культуры и литературы, подверглись гонениям и истреблению поэты, писатели, ученые.
Лучшие умы Дагестана С. Габиев, А. Тахо-Годи, Р. Нуров, Б. Астемиров, И. Курбаналиев, Е. Мататов, А. Акаев, Т. Бейбулатов, М. Чаринов, М. Гаджиев-Чукундалав, Б. Малачиханов. Г. Гаджибеков, А. Баширов, Б. Абдулин, Ю. Гереев, А. Шамхалов, А. Курбанов вдруг стали «врагами народа», и многовековая культура, ориентированная на духовно-нравственные ценности восточной литературы и философии ислама, стала вражеской. Это отрицательно сказалось на консолидации общества.
Подобное отношение власти к этому вопросу вызвало негодование общества. Многие горцы, рискуя своей жизнью, прятали книги на арабском языке, которые, конечно же, были не только религиозного толка. Это была и литература по восточной этике, философии, медицине, астрономии и т.д.
Как подтверждают фактические документы, «непоправимые потери понесла не только сама интеллигенция, но и национальная культура.3 марта 1937 г.было принято постановление бюро обкома партии, объявившее антисоветскими, националистическими учебники «Литературная хрестоматия» Ч.1 для 3-го класса и Ч.2 для 4-го класса на лакском языке и такую же хрестоматию для 3-го класса на кумыкском языке, составленные «контрреволюционерами» М. Чариновым и И. Абакаровым. Оба учебника были изъяты. В октябре 1938 г. Глав ЛИТО ДАССР было предложено изъять из общественного пользования и книготоргующей сети книгу «Сборник лезгинской литературы», изданный в 1933 г.на лезгинском языке. Книга была объявлена политически вредной только потому, что в ней содержались стихи и статьи, восхвалявшие разоблаченных врагов народа Н. Самурского и других. Вслед за ней такая же участь постигла сборники стихов С. Стальского, изданные в 1935-1936 гг., Н. Ханмурзаева, изданные в 1934 г., книги «Аварская литература», изданные в 1934 г., «Татские поэты», изданные в 1934 г.
Книга стихов Г. Цадасы, изданная в 1935 г., в которую вошли стихотворения на смерть С. М. Кирова, была объявлена наркомом внутренних дел ДАССР В. Г. Ломоносовым контрреволюционной и изъята из обращения. В духе тех лет крупные «идеологические ошибки» были выявлены в книге кумыкского писателя Ю. Гереева (действительная фамилия Я. Я. Сырмайс) «Весна, пришедшая с Севера».
Как отмечает С. Х. Ахмедов, «в результате всего этого идеологического суховея были начисто оголены национальные литературы. Погибли в тюремных застенках и в лагерях А. Тахо-Годи, Р. Нуров, Е. Митаров, Т. Бейбулатов, А. Акаев, М. Чаринов, Б. Малачиханов, М. Чукундалав, Г. Гаджибеков, А. Шамхалов, А. Баширов, десятилетиями томились в тюрьмах, лагерях и чудом уцелели Б. Астемиров, А. Джафаров, вернувшиеся в родные края лишь в 50-е годы. Отсидели и после длительных издевательств и пыток были выпущены на свободу еще в сталинскую эпоху С. Габиев, И.-Х. Курбаналиев, Г. Гаджиев, Ю. Гереев, А. Курбанов. Другие деятели литературы Дагестана подверглись неоправданно резкой критике и вынуждены были покинуть Дагестан. Яркий пример тому – Э. Капиев, который уехал из Махачкалы и работал до конца своей жизни в Пятигорске»
В революционные годы в Дагестане, как и в СССР, извращая идеи революции, но, успешно используя ее лозунги, новые идеологи партии подчиняли революционный энтузиазм народа своим целям и те идеи, которые были выдвинуты просветителями и революционерами, были направлены против них же и обернулись репрессиями «врагов народа».
По этому поводу А. Г. Агаев пишет: «Число жертв – «врагов» – неизмеримо возрастает в связи с разгулом репрессий в мире литературы. В органах считалось, что на Северном Кавказе, особенно на территории Дагестана, скопилось много врагов советской власти».
Это было время, когда, как отмечает Г. И. Ломидзе, «из культурного наследия многих народов изымались значительнейшие эпические произведения, в которых за печатлена история народа, его мораль, его мужество и характер, его гуманистическое мировоззрение» . Это касается и литератур Дагестана.
Лишь немногие из русских и дагестанских литераторов не поддались влиянию сталинской пропаганды. Если в русской литературе продолжали творить А. Платонов, М. Булгаков, И. Эренбург, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, Ю. Тынянов, М. Пришвин, В. Каверин и др., то в дагестанской это были А. Акаев и другие репрессированные позже писатели, которые придерживались традиций классической литературы XIX века. Их идеалы оставались прежними, несмотря на репрессии и идеологическое давление бюрократической вершины, «рукам» которой в маленькой республике очень легко было достать неугодных «врагов народа».
Большая часть дагестанских поэтов не всегда искренне верила, но вынуждено служила новой идеологии. И это очень заметно в творчестве поэтов, которых критика в свое время сознательно сделала глашатаями революции.
Но С. Стальский, Г. Цадаса, А. Магомедов при этом в силу своей ориентации на восточную поэтическую культуру, часто делали это, используя традиции восточной поэзии («Наша власть» С. Стальский, Антология Т.2.- С.178), продолжая традиции восточной поэзии и поэтики. С. Стальский (газель), Г. Цадаса (рубаи).
Это явление можно объяснить словами К. К. Султанова, который отмечает, что революция развела в стороны «две ипостаси одного творческого облика», но их «поразительное эстетическое и мировоззренческое несовпадение» вынесли за пределы возобладавшего представления об изна чальной цельности творческого пути поэтов.
То есть, К. К. Султанов имеет в виду «искусственную», «идеологизированную схему», которая отменила подлинное содержание, и внутренние противоречия творческого пути дагестанских поэтов начала XX века. Новый «историко-литературный диагноз» предопределил «пере лом творческого сознания», потому, что «степень и масштаб интеграции дореволюционных поэти ческих установок в системе идеологических требований ока зались столь значительными, что в корне была пресечена сама возможность постановки вопроса о "двух Стальских", о "двух Цадасах». Сложность заключалась в том, что поэтическая мысль «на самом деле простиралась над элементарной необходимостью приспосаб ливаться»
Именно поэтому исследователь К. К. Султанов видит необходимость «прочтения ис тории с высоты современного понимания, когда за реконст рукцией менталитета открывается ценностно-смысловой кру гозор героя и эпохи, реальная сложность человека в нацио нальном мире и национального мира в человеке»
А в то время заданная идея «с верху быстро доходила как директива партии до всех регионов и сбивала литературу», в том числе и дагестанскую, с настоящего пути развития, принуждала многих поэтов и прозаиков подогнать литературный материал под партийные лозунги.
Очень заметно то, как под нажимом идеологии поэты часто утрачивали свободу духовных поисков. И это наглядно видно, когда сравниваешь произведения таких поэтов XIX века, как Е. Эмин,
Али-Гаджи из Инхо, О. Батырай, И. Казак, с творчеством С. Стальского,
Г. Цадасы, А. Магомедова. Достаточно привести в пример два стихотворения Е. Эмина «Что чему подходит» и стихотворение С. Стальского «Что к чему» Если у Е. Эмина провозглашаются общечеловеческие ценности, то у С. Стальского они сужаются до тракторов, лопат для рабочих и правительства, которому «простой рабочий с лопатой подходит превосходно».
Рассматривая этот период сегодня, в начале нового века, можно увидеть, что с основной идеологической задачей, поставленной перед дагестанской литературой в XX веке (воспеть революцию, социализм, Ленина, Сталина, коллективизацию, просвещение, особенно просвещение женщины), она достаточно плодотворно справилась. И все же лучшими оказались не те произведения, которые выполняли идеологическую задачу, а те, которые раскрывали темы добра, любви, прошлого, темы становления нового сознания (Г. Цадаса «Сказание о чабане»), где главным героем стал человек нового времени. Можно заметить, что даже при жестком административном вмешательстве, волевом установлении единообразия во взаимодействии литератур, во внутринациональной, внутрирегиональной, общелитературной проблематике, образно-изобразительных средствах, поэты и прозаики упорно противодействовали этим явлени ям и стремились одновременно и к сохранению, и к обновлению национальных художественно-эстетических традиций и духовной интеграции народов Дагестана.
Читая сборники произведений разных поэтов, особенно антологии дагестанской поэзии того времени, можно заметить, как сильно влияла идеология на творчество поэтов и писателей, но исподволь дагестанские поэты и писатели настойчиво пытались понять новое время, новую идеологию, искали оправдания, доказательства ее преимущества, пытались постигнуть и раскрыть характер своего современника. Многие из них создали замечательные, талантливые произведения (С. Стальский «Думы о Родине», Г. Цадаса «Уроки жизни», Б. Астемиров «Песня ласточки», Э. Капиев «Поэт» и др.).
Но все же замена классических идеалов восточной культуры и русской классической литературы идеалами новой идеологии проходила под большим прессингом партийной цензуры, и поэтому отступление от исторической правды привело как русскую литературу, так и дагестанскую, к процессу романтизации действительности (С. Стальский «Сбылись наши сны», Э. Капиев «Начало», Г. Цадаса «Водопровод в ауле Цада», З. Гаджиев «Мой аул», Р. Нуров «Встреча» и др.).
Но многие дагестанские писатели настолько увлеклись романтикой революции и гражданской войны, что революционные идеи и борьба значительно и надолго определили пафос многих произведений дагестанской литературы первой половины XX века (Ю. Гереев «Весна, пришедшая с Севера», М.-С. Яхьяев «Три солнца», Муса Магомедов «Месть» и др.).
Как и в русской литературе В. Маяковский, М. Горький, Д. Фурманов, Вс. Вишневский, многие дагестанские писатели (Ю. Гереев, А. Салаватов, Э. Капиев, С. Габиев, А. Гафуров, З. Гаджиев и др.) увлеклись романтикой новой идеологии, воспевали борьбу революционных масс, и «мы» в поэзии Дагестана звучало чаще, чем «я».
Наиболее популярной темой в литературе Дагестана этого периода стала тема коллективизации. Горцы, многие века, жившие своим укладом жизни, занимающиеся целыми селами разными ремеслами, должны были в корне поменять образ жизни, стереотип мышления, уже генетически переходившие из поколения в поколение художественные вкусы и привязанности, влиявшие на формирование ценностного сознания, и стать членами сельскохозяйственных коллективов для выполнения спущенных из Москвы планов.
И если в России это больше коснулось крестьян-единоличников, то в Дагестане не нужно было объединять ремесленников в коллективы, их села уже представляли собой единые коллективы, производящие художественные ценности. Речь идет о разрушительной силе, которая ломала нечто большее, чем уклад жизни, - те духовные и эстетические ценности, которыми не только жили веками дагестанские златокузнецы, ковровщицы, ремесленники, крестьяне, но и духовно обогащались и бережно хранили, передавали эстетические секреты своего мастерства другим поколениям и вдохновляли многих поэтов и певцов.
Многие поэты Дагестана прославляли коллективный труд, взламывающий вековые устои жизни, перевоспитывающий людей, изменяющий их мировоззрение (С. Стальский «Я буду петь большевиков», Абдулла Магомедов «Женщины на поле», С. Габиев «В народ», «Безумец», Э. Капиев «Начало» и др.), где новое борется со старым и побеждает, и отступления от исто рической правды выражались в подчинении повествова ния вымышленной остросюжетной схеме: бедные дагестанские крестьяне стремятся в колхоз, середняки сомневаются, но под влиянием сельских активистов и политически подкованных рабочих из города начинают с энтузиазмом объединять имущество и вступать в колхозы. Модель, хорошо известная нам из школьной программы по русской литературе советского периода, когда в стране миллионы школьных сочинений писались на тему: «Образ Давыдова» и т.д.
Против этого выступают кулаки и белогвардейцы, которым была объявлена непримиримая война. В начале это казалось вполне закономерное, увлечение многих писателей романтикой рево люции и гражданской воины («Левый марш» В. Маяков ского, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Чапаев» и «Красный десант» Д. Фурманова, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.), и революционный подъем масс, обусловили пафос всех этих произведений. Это привело к тому, что многие конкретные факты и де тали оказались на втором плане, что было удобно для идеологии того времени.
В многонациональной литературе России этого периода школа В. Маяковского и М. Горького была освоена поэтами нового поколения с большим энтузиазмом, о чем свидетельствуют и произведения А.-В. Сулейманова, А Аджаматова, С. Абдуллаева, Ю. Хаппалаева, К. Меджидова, Б. Митарова и др., созданные в этот период.
Однако в дагестанской литературе были еще сильны традиции восточной поэтики, и творческое освоение поэзии Маяковского не стало определяющим для ее развития, хотя, искусственная поэтизация строительства социализма в Дагестане и коллективизация заняли прочное место, как заданный духовно-нравственный ориентир литературы.
Как мы уже отмечали, многие произведения дагестанских авторов тематически перекликались с произведениями русской литературы этого периода (роман М. Шолохова «Поднятая целина»).
Наиболее ярким примером может служить роман М. Хуршилова «Сулак-свидетель», который в первоначальном виде являлся романом в стихах. Он был написан автором, воодушевленным романтикой революции и социалистических преобразований, но по настоянию редактора издательства был переделан в прозаическое произведение.
Этот пример лишний раз доказывает, что дагестанская литература этого периода в основном была литературой романтического плана. Подчиняясь политическому влиянию и отрываясь от реальной жизни, проблем подлинно го социального развития и обновления общества, романтическая литература отвлекала читателей от действительности, подменяла истинные духовные ориентиры вымышленными, часто призывала к неосуществимым идеалам.
Романтизация действитель ности привела к «шлифовке» и затушевыванию подлинных трудностей советского народа, что породило чрезмерную идеализацию социализма и значительно повлияло на формирование мировоззрения. Враждебными советской власти оказались целые классы и народы. Это разрушительно сказалось на «духовной консолидации» многих народов СССР.
С другой стороны, обращаясь к идеям револю ции и к теме гражданской войны, овеянным романтикой герои ческого времени, литература воодушевляла на подвиги и сплачи вала людей.
Обращаясь к традициям героических песен, к легендарным героям, дагестанские поэты сплачивали народ, звали его к подвигу, поднимали на борьбу со старыми устоями.
Часто такая романтизация скрывала подлинную жизнь дагестанского народа и, если охарактеризовать ценностные критерии и ориентации литературы этого периода, она выразилась в стремлении художественной мысли дагестанских поэтов и писателей к героическому и возвышенному и в обращении в общероссийской литературе 30-60-х годов к теме индустриализации («Цемент» и «Энергия» Ф. Гладкова, «Время, вперед» В. Катаева, «Соть» Л. Ле онова, «Гидроцентраль» М. Шагинян и др.).
В дагестанской литературе внимание писателей к данной тематике было обращено в произведениях: «Огни» М. Сулейманова, «Медовые скалы» А. Абу-Бакара, «Лезгины» А. Агаева, «Гроздья винограда» М. Бахшиева, в которых основным нравственным ориентиром стал образ рабочего, труженика, самоотверженного и целеустремленного.
В этих произведениях противопоставление прош лого и настоящего, старого и нового захватило дагестанских писателей, проявилось в насыщенности их произведений острыми конфликтами и привело к появлению драматических сюжетов, лиро-драматических поэм широкого эпопейного плана (Аткай Аджаматов «Сотав и Рашия», А.-В. Сулейманов «Победа любви»). И эта тенденция дагестанской литературы сохранилась до 80-х годов XX века.
Литература, как и другие виды духовной деятельности, способна проводить новые идеи, а иногда и открывать новые возможности человека. Ее специфическим свойством является то, что формы выражения этих новых идей разнообразны и имеют возможность нести новую информацию и, как уже отмечалось выше, заново открывать общепризнанные нормы жизни людей, переосмысливать и вновь утверждать общепринятые морально-нравственные законы как духов ные ценности. Это формирует нравственное сознание читателей, обогащая их духовность.
Здесь особенно важную роль сыграло увлечение дагестанских писателей переводческой деятельностью в XIX и на протяжении всего XX века. Этот процесс имеет непрерывное развитие от творчества классиков дагестанской литературы М.-Э. Османова, Г. Гузунова, Г. Саидова, классикой дагестанской советской литературы Г. Цадаса, Ю. Гереева, Э. Капиева, до современных поэтов и писателей, таких как: Р. Гамзатов, Ю. Хаппалаев, Б. Магомедов и др., которые в разное время обращались к переводу творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ш. Руставели, В. Шекспира, внеся тем самым бесценный вклад в процесс интеграции мировых ценностей в дагестанской культуре.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьАбдулаева Айшат, прочитала
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Селимова Амина 3к 6гр, ознакомлена
ОтветитьУдалитьАбакаров Ахмед 3к 3гр
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! С лекцией ознакомилась. Хасбулатова Зарема Магомедаминовна 3 курс 1 группа эф
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. С лекцией пока не ознакомился. Джамалов Арсен Джаферович. 3 курс 1 группа эф
ОтветитьУдалитьОчень интересная лекция Алибеков Маллараджаб + СФ
ОтветитьУдалитьАлибеков Маллараджаб + 3 курс 1группа СФ ДГУ
ОтветитьУдалитьБлагодарю за насыщенные лекции! С материалом ознакомилась .
ОтветитьУдалитьИрбайинова Марьям 3 курс 1 группа СФ ДГУ +
Добрый день, с лекцией ознакомилась. Очень интересный материал!
ОтветитьУдалитьДжапарова Сарият + 3 курс 1 группа СФ
Здравствуйте, спасибо за интересный материал с удовольствием прочитала. Курбанова Салихат + ДГУ СФ
ОтветитьУдалитьДобрый день ,Алибеков Маллараджаб + 3курс 1 группа ДГУ социальный факультет .Очень интересно и познавательно, лекцию переписал
ОтветитьУдалитьМагомедов Магомедтагир 3кр 3гр полезная информация 👍👍
ОтветитьУдалитьКадимова Айишат 3к3гр СФ,полезная информация!👍
ОтветитьУдалитьДобрый день,с лекцией ознакомилась, очень интересный материал.Зиявдинова Аминат+ Дгу, Социальный факультет,3курс,3группа
ОтветитьУдалитьАсалиев Асанали 3 курс 1 группа СФ.
ОтветитьУдалитьС материалом ознакомился
Исаков Салман Социальный факульет 3курс 1гр☝🏼
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте , Разият Мусашейховна
ОтветитьУдалить3 курс 2 гр.
Магомедова Раханат
Соц. ф.
Курбанова Залина 1 группа 3 курс
ОтветитьУдалитьСоциальный факультет
Гаджимагомедова Салихат (3 курс 1 группа) Социальный факультет
ОтветитьУдалитьМахмудов Магомед, 1 группа, 3 курс, социальный факультет
ОтветитьУдалитьГусейнова Хадижат 3 курс, 1 группа
ОтветитьУдалитьСоциальный факультет
Доброго времени суток, лекция очень интересная, читала с одним удовольствием. Маджидова Замира,3к,3гр. Социальный факультет
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. С лекцией ознакомился. Омаров Магомед Зайналабидович, ЭФ, 3 курс, 1 гр.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомилась. Рабаданова Эльмира 3 курс 6 группа
ОтветитьУдалитьДобрый день ,Алибеков Маллараджаб 3 курс 1 группа Социальный факультет ДГУ .С лекцией ознакомился
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,ознакомилась с лекцией. Багомаева Сайгибат 3курс 5группа.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомился! Муртазалиев Магомед 3 курс 6 группа
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомился! Рамазанов Шамиль 3 курс 5 группа
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомился! Нухов Нух 3 курс 6 группа
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомилась)
ОтветитьУдалитьГасанова Амина 3 курс 6 группа ЭФ ДГУ
Здравствуйте, с лекцией ознакомлена, Селимова Амина, 3к 6гр.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте!
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомился.
Расулов Биарслан 3 курс 5 группа
Здравствуйте.
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась.
Пирахмаева Муъминат.
3к,6гр. Экономический факультет.
Здравствуйте. С лекцией ознакомлена. Мустафаева Саида, 3 курс 6 Группа
ОтветитьУдалитьДоброе утро. С лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьМанафова Тамила, 3 курс 5 Группа ЭФ
Здравствуйте! С лекцией ознакомилась. Магомедова Асият, 3к5гр
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте!
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомлен, Ибрагимов Саид 3 к 5 гр
Здравствуйте, с лекцией ознакомился. Асабалиев Магомедрасул 3 курс 5 группа
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте!
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомлен.
Ахмедпашаев Эльдар 3 курс 5 группа
Здравствуйте))
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась.
Асварова Исли. 3 к 6 гр
Здравствуйте,
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась, Абдулаева Айшат 3к 6 группа, ЭФ
Здравствуйте) С лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьГусейнова Патя 3 курс 5 группа
Здравствуйте!
ОтветитьУдалитьс лекцией ознакомилась, спасибо.
Муртазалиева Хадижат, ЭФ 3 курс 6 группа
Здравствуйте! С лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьХасмамедова Зарина 3к. 5гр.
Здравствуйте.
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась.
Атакаева Альбина 3к 5гр.
Здравствуйте. С лекцией ознакомилась. Ахмедова Патя 3к5гр
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. С лекцией ознакомилась. Омаева Карина 3к6гр
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Бабатова Патимат, 3 курс 5 группа, ЭФ, с лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! С лекцией ознакомилась. Мамедова Мариян 3курс, 5 группа
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомился. Гунашев Махут 3 курс 5 группа
ОтветитьУдалитьс лекцией ознакомилась. гаджиева наида 3к4гр
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. С лекцией ознакомилась, Магомедова Камила. 3к4гр.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомился.
ОтветитьУдалитьАбдулкаримов Рамазан
3 курс ,4 группа
ЭФ
Здравствуйте. С лекцией ознакомилась. Магомедова Суват 3к., 4гр.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомилась. Нежведилова Зульфия, 3 к. 4гр
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьГусайниева Хамис, 3к 4гр ЭФ
Здравствуйте, с лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьИманова А. 3к.4гр.
Здравствуйте, с лекцией ознакомилась. Фархадова Севиля, 3к. 4гр. ЭФ
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекциией ознакомился.
ОтветитьУдалитьЭмиров Махмуд.
3 курс, 4 группа.
Экономический факультет
Добрый день, с лекцией ознакомился
ОтветитьУдалитьМагомедов Заур 3к 4гр
Здравствуйте, с лекцией ознакомилась. Салаватова Т. 3 к 4 гр
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась! Даитбекова Л. 3к.4гр. ЭФ
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась. Абусалимова Айшат 3 курс 4 группа
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьГаджиалиева Лейла
3к4гр
Здравствуйте!
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась
Шамсудинова Патимат 3 курс 4 группа
Здравствуйте, с лекцией ознакомилась. Идрисова Аминат 3к4гр
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомился.
ОтветитьУдалитьГасангусенов Гаджи 3к.4гр. ЭФ.
С лекцией ознакомилась, спасибо. Шамилова А.М. 3к 3 гр
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась ( Керамова У. Д. 3к/3гр)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомилась)
ОтветитьУдалитьХаликова А.Р. 3 к. 3 гр.
Здравствуйте,с лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьСамедова Аният. 3 к. 3 гр.
Здравствуйте,с лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьАлиева Надия 3 курс 3 группа.
Здравствуйте, с лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьМахмудова Равзанат, 3 к 3 гр.
Здравствуйте. С лекцией ознакомлена. Магомедова З.М. 3 курс 3 группа ЭФ
ОтветитьУдалитьДобрый день. Билалова З.Х. с лекцией ознакомилась 3 курс 3 группа
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась. Нурмагомедова З.М. 3 курс 3 группа ЭФ
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! С лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьДжабаева Патимат, 3 курс 3 группа ЭФ
Шапиева Разият,3 курс 2 группа ЭФ, с лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. С лекцией ознакомилась. Бахтиозина Рената, 3к 2гр.
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась. Магомедшерифова Камилла, 3к. 3гр.
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомился, Никаев Магомед 3 курс 2 группа
ОтветитьУдалитьРаисат Джамалова ознакомилась с лекцией 3 курс 2 группа
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Ильясова Патимат 3 к 3 гр. С лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомился Джанбегов Шамиль 3 курс 2 группа
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомилась, Алиева Амина 3 курс 3 группа.
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась, Гонджуа Амината 3 курч 3 группа.
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась. Фарманова Герек Абдулнасировна 3 к 1 гр ФИК
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомился. Шамсиев Гаджимурад 3 курс 1 группа
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьГасанова Алина 3 курс 1 Группа Фик
С лекцией ознакомился , Омаров Амма Иминович 3к 1гр ФиК
ОтветитьУдалитьс лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьСулейманова З.
3 курс, 1 группа
Здравствуйте,с лекцией ознакомлена.
ОтветитьУдалитьАхмедова Джамиля,3курс,1 группа
Здравствуйте ,с лекцией ознакомилась.Гусейнова Патимат А. 3к 1гр ЭФ
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомлен.
ОтветитьУдалитьГулам Амин,3курс 2группа
С лекцией ознакомилась , Гаджиалиева Ханика 3 курс 2 группа
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась,Рамазанова Дженнет 3курс 4 группа
ОтветитьУдалитьОсманов Гаджимурад "Дгу" соц.фак 3 к 2 группа
ОтветитьУдалитьОзнакомился с материалом
Халилова У, 3к 2гр ЭФ, ознакомилась с лекцией
ОтветитьУдалитьШамхалов Шахназар, 3к 2гр. ознакомился с лекцией.
ОтветитьУдалитьИсубуттаева Райганат,3к 1гр,с лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьгусейнова саида 3к 2 гр социальный факультет ознакомилась с лекцией
ОтветитьУдалитьМагомедова Айзанат + 3 курс 1 группа социальный факультет с лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьСалман Исаков 3 курс 1гр Соц факультет
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! С лекцией ознакомилась , Мусаева Раисат, 3 курс 5 группа
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомился , Гунашев Махут 3курс 5 группа МЭ
ОтветитьУдалитьДобрый день! С лекцией ознакомилась. Аминова Диана 3 курс 1 группа ФиК
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась) спасибо! Газанова А.3.к, 1 гр
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась. очень познавательно)
ОтветитьУдалитьГаммацаева Айшат 3к 1гр фик
Кадимова Айишат 3к3гр СФ, с лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомился, Джалилов Нариман, социальный факультет, 3 курс 2 группа
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомлюсь, 3кр 3гр Магомедов Магомедтагир Соц Фак
ОтветитьУдалитьЛекция интересная! Багирова Сияна, СФ 3 курс 3 группа
ОтветитьУдалитьМахмудов Арсланали 3 курс 3 группа Социальный факультет. С лекцией ознакомился.
ОтветитьУдалитьАбдурахманов Аскандар. Социальный факультет. 3 курс 3 группа.
ОтветитьУдалитьС лекцией уведомился!
С лекцией ознакомилась, Матитова Патимат 3 курс 3 группа СФ
ОтветитьУдалитьАйгубова Багисултан 3 курс 3 группа СФ ознакомилась с лекцией
ОтветитьУдалитьСпасибо за предоставленный материал, с удовольствием ознакомилюсь, Курбанова Салихат 3 курс 1 группа СФ
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, материал весьма интересный и познавательный.
ОтветитьУдалитьДжапарова Сарият 3 курс 1 группа СФ
Здравствуйте! С лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьАдаева Камилла, 3курс, 2группа. СФ
Асалиев Асанали 3 курс 1 группа СФ
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась. Очень полезная.
ОтветитьУдалитьКузьмина Людмила. 3курс 1 группа СФ
Гаджиев Магомед 3 курс 2 группа СФ. С лекцией ознакомился
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, лекцию читаю ☺ , Гасангаджиевна Хадижат соц.ф.3к.3гр.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьБудунова Саида. 3 курс 1 группа СФ. с лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьИрбайинова Марьям 3 курс 1 группа СФ . Материал получен
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомилась ! Алиева Наида, социальный факультет, 3 курс,1 группа
ОтветитьУдалитьАлибеков Маллараджаб + 3 курс 1 группа СФ ДГУ
ОтветитьУдалитьЗиявдинова Аминат СФ,3 курс,3 группа .С лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьКуркиев Руслан 3к 1гр +
ОтветитьУдалитьМусаева Патимат + 3 курс 1 группа СФ
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьГаджимагомедова Салихат.
СФ 3курс 1группа.
Махмудов Магомед, соц.факультет, 1 группа, 3 курс
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьГитиномагомедова Марьям
Социальный факультет
3 курс
2 группа
С лекцией ознакомилась .
ОтветитьУдалитьАмиргамзаева Сапият
Социальный факультет 3курс 2 гр.
Султанахмедова Марина. СФ 3 курс, 1 группа
ОтветитьУдалитьСулейманова Патимат 3 курс 2 группа СФ
ОтветитьУдалитьИсаков Салман 3курс 1гр СФ
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, с лекцией ознакомился.
ОтветитьУдалитьМагомедов Мурад
Социальный факультет 3курс 3гр.
Здравствуйте, с лекцией ознакомилась-Гусейнова Саида
ОтветитьУдалитьСоциальный факультет 3курс 2гр.
С лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьМусаева Сабият 3к 2гр
Социальный факультет.
Алибеков Маллараджаб 3 курс 1 группа ДГУ Социальный факультет + очень интересно и познавательно.
ОтветитьУдалить3 курс 2 группа Социальный факультет Гусейнова Саида
ОтветитьУдалитьОсманов Гаджимурад СФ 3 курс 2 ГРУППА
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась) Алибегова Зайнаб 3курс 3группа СФ
ОтветитьУдалитьМагомедова Айзанат СФ 3 курс 1 группа,с лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьИсаков Салман 3к 1гр СФ
ОтветитьУдалитьМаджидова Замира,соц факультет, 3к,3гр
ОтветитьУдалитьМагомедов Есуп 3к3гр СФ
ОтветитьУдалитьАбдуллаева Асият 3курс 2 группа
ОтветитьУдалитьДобрый день,с лекцией ознакомилась. Оздоева Лейла 3 курс 2 группа социальный факультет
ОтветитьУдалитьДобрый день,с лекцией ознакомилась Оздоева Лейла 3 курс 2 группа социальный факультет
ОтветитьУдалитьАлиева Урайзат 3 курс 3 группа
ОтветитьУдалитьОтличная лекция
ОтветитьУдалитьМарина Гаджиева 3к3гр
Ознакомилась с лекцией Гаджиева Марина 3к 3гр соц факультет
ОтветитьУдалитьАбдулкадирова Ашйат (3курс 2группа социального факультета).Ознакомилась с лекцией
ОтветитьУдалитьКруто!)) лекцию законспектировала.
ОтветитьУдалитьГусейнова Хадижат 3 курс 1 группа
ОтветитьУдалитьСоциальный факультет
С лекцией ознакомилась )
ОтветитьУдалитьАйвазова Разият , 3 к , 2 гр , СФ
Султанахмедова М. СФ 3 курс 1 группа
ОтветитьУдалитьАлиева Диана 3 курс 3 группа СФ
ОтветитьУдалитьПархаданова Патя 3 курс, 2 группа Социальный факультет. С лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте.
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась.
Кушиева Татьяна
3 курс, 2 группа Социальный факультет.
С лекцией ознакомилась, Курбанова Амина 3к 3гр
ОтветитьУдалитьСоциальный факультет
ОтветитьУдалитьИмаков Магомедмурад 3 кр, 2 гр, социальный факультет
Аджиева Арапат 3 курс, ИЭУР
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьКамбулатова Валия 3 курс ИЭУР эколог
С лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьТаваева Надия 3 курс ИЭУР География
Абдулзагирова Патимат
ОтветитьУдалить3 курс ИЭУР
Направление:География
Очень интересная лекция👍🏻👍🏻
Муртазаев Шамил 3 курс ИЭУР
ОтветитьУдалитьНаправление: География
Гаджиева Инсап 3 курс ИЭУР
ОтветитьУдалитьНаправление: География
Ознакомилась с лекцией. Гаирбекова Айшат
ОтветитьУдалить3 курс ИЭУР
ЭКОЛОГ
Суслова Виктория
ОтветитьУдалить3курс 2гр.ФиК
С лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалитьУмудалиева Гюльзара 3к.2гр
Экономический факультет.
Умудалиева Гюльзара
ОтветитьУдалить3курс 2гр.
Экономический
3 курс 2гр. Экономический факультет
ОтветитьУдалитьГамидова А.
С лекцией ознакомилась, очень интересная! 😍
ОтветитьУдалитьАлиева Патимат 3к.2гр «ФиК» Экономический факультет
С лекцией ознакомилась, очень интересная! 😍
ОтветитьУдалитьАлиева Патимат 3к.2гр «ФиК» Экономический факультет
С лекцией ознакомилась, очень интересная! 😍
ОтветитьУдалитьАлиева Патимат 3к.2гр «ФиК» Экономический факультет
Гаджиев Амин 3 курс 1 группа ФиК
ОтветитьУдалитьОчень информативно,узнала много нового)
ОтветитьУдалитьТаймударова Замира 3к 2гр СФ
Ознакомилась с лекцией)
ОтветитьУдалитьАбасова Марьям, 3 курс, 1 группа, Эк фак
Сулейманов Шамиль 3 курс 2 Группа. С лекцией ознакомился
ОтветитьУдалитьГашумов Мурад 3 курс 2 группа Исторический факультет
ОтветитьУдалитьОмаров Беслан. 3 курс 1 группа исторический факультет
ОтветитьУдалитьОзнакомлена с лекцией .
ОтветитьУдалитьМухудинова Халимат Абдулбасировна . 3 курс , 2 группа . Исторический факультет .
Какая интересная лекция!
ОтветитьУдалитьАсланова Дианна. 3 курс, 1 группа. Исторический факультет
Абдуллаева Шагун Исторический факультет 3 курс 1 группа. С лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьБаламирзоева Бике. Исторический факультет, 3 курс 1 группа, с лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьБаламирзоева Бике. Исторический факультет, 3 курс 1 группа, с лекцией ознакомилась
ОтветитьУдалитьАлисултанов Иса 3 курс 1 группа (ист.фак)
ОтветитьУдалитьКазиев Рамазан. Исторический факультет 3 курс 2 группа. С лекцией ознакомился.
ОтветитьУдалитьКазиев Рамазан. Исторический факультет 3 курс 2 группа. С лекцией ознакомился.
ОтветитьУдалитьАхмедова Асият. Исторический факультет, 3курс, 1группа. С лекцией ознакомилась.
ОтветитьУдалить